Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Льготы пенсионерам соцзащита

Социальные налоговые льготы пенсионерам

На предприятии работает инвалид ІІ группы и пенсионер. В каком размере начислять налог с доходов? Какой размер налоговой социальной льготы применяется? Какой размер прожиточного минимума берется для проведения индексации заработной платы? В каких случаях и в каких размерах удерживаются взносы в профсоюз?

Ставка налога с доходов физических лиц определена статьей 7 Закона Украины от 22.05.2003 г. №889-IV «О налоге с доходов физических лиц» (далее — Закон о доходах). Согласно этой статье и учитывая п. 22.3 этого Закона, основная ставка налога составляет 13% (до 31 декабря 2006 года) от объекта налогообложения. При начислении доходов в виде заработной платы объект налогообложения определяется как начисленная сумма такой заработной платы, уменьшенная на сумму сбора в Пенсионный фонд Украины и взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования, которые, в соответствии с законом, взимаются за счет дохода наемного лица.

При этом ставка налога не изменяется независимо от категории такого физического лица, т.е. независимо от того, является ли физическое лицо инвалидом ІІ группы, пенсионером или обычным лицом.

Согласно пп. 6.5.1 Закона о доходах, налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу налогоплательщика в течение отчетного налогового месяца в качестве заработной платы (других приравненных к ней в соответствии с законодательством выплат, компенсаций и возмещений), если его размер не превышает суммы, равной сумме месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженной на 1,4 и округленной до ближайших 10 гривень.

Размеры налоговой социальной льготы для различных налогоплательщиков установлены п. 6.1 Закона о доходах. Так, с учетом норм п. 6.5 этого Закона, налогоплательщик имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого из источников на территории Украины от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы, в частности, в следующих размерах:

— в размере, равном одной минимальной заработной плате (в расчете на месяц), установленной законом на 1 января отчетного налогового года,

— для любого налогоплательщика (пп. 6.1.1 Закона о доходах);

— в размере, равном 150% суммы льготы, определенной по правилам пп. 6.1.1 этого пункта, — для налогоплательщика, являющегося, в частности, инвалидом I или II группы, в т.ч. с детства (абз. «є» пп. 6.1.2).

Налоговая социальная льгота применяется к начисленному месячному доходу налогоплательщика в виде заработной платы исключительно по одному месту его начисления (выплаты).

В случае если налогоплательщик имеет право на применение налоговой социальной льготы по двум и более основаниям, указанным в п. 6.1 этой статьи, налоговая социальная льгота применяется один раз по причине, предусматривающей ее наибольший размер. Следовательно, следует применять налоговую социальную льготу в размере 150%. Отдельная налоговая социальная льгота для пенсионеров Законом о доходах не предусмотрена.

Следует также учитывать, что, согласно п. 22.4 Закона о доходах, в 2005 году налоговая социальная льгота применяется в размере 50% суммы налоговой социальной льготы, определенной в пп. 6.1.1 этого Закона1.

Что касается размера прожиточного минимума, использующегося для проведения индексации заработной платы, то, согласно ст. 2 Закона Украины от 03.07.91 г. №1282-ХІІ «Об индексации денежных доходов населения» (далее — Закон об индексации), индексации подлежат денежные доходы населения в рамках прожиточного минимума, установленного для соответствующих социальных и демографических групп населения.

В соответствии с п. 9 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМ Украины от 17.07.2003 г. №1078 (далее — Порядок №1078), работающим пенсионерам в первую очередь индексируется сумма оплаты труда. Во всех случаях общий доход работающего пенсионера, подлежащий индексации, не должен превышать прожиточный минимум, установленный для трудоспособного лица (на сегодня прожиточный минимум для трудоспособных лиц составляет 453 грн).

Предприятия, учреждения и организации обязаны в двухнедельный срок после проведения индексации оплаты труда предоставлять органам Пенсионного фонда информацию о размере оплаты труда работающего пенсионера, проиндексированной ее сумме и сумме индексации. На основании поданной информации органы Пенсионного фонда осуществляют перерасчет сумм индексации пенсий.

Для заработной платы работающих инвалидов ни Законом об индексации, ни Порядком №1078 отдельные особенности индексации не предусмотрены, и поэтому при проведении индексации заработной платы такого работника применяется прожиточный минимум, установленный для трудоспособного лица (453 грн).

Что касается профсоюзных взносов, то, согласно ст. 42 Закона Украины от 15.09.99 г. №1045-XIV «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и безвозмездно удерживает с заработной платы и перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы работников в соответствии с заключенным коллективным договором или отдельным соглашением в сроки, определенные этим договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

Однако законодательно определенный размер таких взносов на сегодня не установлен. Такой размер может устанавливаться или договором профсоюза с работником, или уставом такого профсоюза.

1От редакции — размер налоговой социальной льготы в 2005 г. составляет 131 грн для пенсионера и 196,50 грн — для инвалида ІІ группы.

О налоге на землю под гаражом для пенсионера

Согласно позиции налоговых органов Украины, льготы по уплате налога за землю, установленные для пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан, не действуют для гаражно-строительных кооперативов.

Как известно, украинское законодательство требует от лиц, которые пользуются земельными участками, платить налог на землю. Обязанность по уплате земельного налога возникает у граждан и у предприятий — собственников (или пользователей) земли.

При этом для отдельных категорий граждан закон устанавливает льготы в виде освобождения от земельного налога. В частности, не обязаны уплачивать такой налог пенсионеры, инвалиды I и II групп, ветераны войны, граждане, которые воспитывают троих и более детей, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, и некоторые другие категории граждан.

Указанная льгота, увы, оказалась бесполезной для всех этих категорий граждан, если их гаражи входят в состав гаражно-строительных кооперативов.

Так, земля, на которой расположены многие гаражные автостоянки, как правило, передавалась в собственность или в пользование не конкретным гражданам, а именно кооперативам. Хоть гаражи и закреплены за определёнными гражданами — членами гаражных кооперативов, но земля под этими гаражами находится в собственности (или в пользовании) самих кооперативов.

Кооператив — это юридическое лицо. Он является самостоятельным плательщиком налогов, в том числе и налога на землю, если таковая есть у него в собственности (или в пользовании). Исходя из этого, именно у кооператива, а не у его членов, возникает обязанность уплачивать налог на землю, занятую гаражами. Более того, кооператив, как самостоятельный плательщик налога на землю, рассматривается независимо от своих членов, и те льготы, которые могут предоставлять его членам, не могут использоваться самим кооперативом.

Из этого исходит Государственная налоговая администрация Украины. В своём официальном письме ГНАУ отмечает, что льготы гражданам, освобождающие их от уплаты земельного налога, не распространяются на гаражно-строительные кооперативы. Учитывая это, гаражно-строительный кооператив обязан самостоятельно уплачивать налог на землю, занятую гаражами. Это касается и тех гаражей, которые закреплены за гражданами-льготниками.

А поскольку расходы по содержанию кооператива, как правило, распределяются между его членами, приходим к тому, что гражданин-льготник, если он владеет гаражом в составе гаражно-строительного кооператива, фактически понесёт расходы по уплате налога за землю под своим гаражом.

Воспользоваться своей льготой и не платить налог за землю гражданин мог бы в том случае, если бы гараж (и земля под ним) принадлежали непосредственно ему, а не кооперативу. Процедура приватизации гаража, то есть приобретения его в собственность члена кооператива, отнюдь не проста, и к тому же требует времени. Тем не менее, она осуществима, если решение о приватизации имущества кооператива не вызывает противоречий среди членов кооператива.

В дополнение отметим, что законодательством установлена льгота по размеру налога на землю, занятую гаражно-строительными кооперативами. Так, за такую землю уплачивается только 3% от общей суммы налога. Общая же сумма налога рассчитывается, исходя из оценки земли, проводимой органами земельных ресурсов, либо исходя из специальных ставок и коэффициентов, которые применяются в зависимости от расположения и площади земли.

Какую помощь от государства может получить пенсионер города Москвы

Каждому нуждающемуся человеку положен определенный набор социальных, налоговых, трудовых и медицинских послаблений.

Получить их можно в форме материальной помощи, скидки и компенсации.

Объем помощи индивидуален и зависит от статуса человека.