Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Ст 46 ч 1 п 3 об исполнительном производстве что это

Содержание и принцип работы пристава

Уместно для начала кратко описать суть этой законодательной инициативы, чтобы читатели поняли, о чем конкретно пойдет речь. Федеральный Закон, который определяет порядок исполнительного производства, разработан для урегулирования прав и обязанностей инспекторов ФССП.

Здесь описаны нормативы и методы, которыми работники исполнительной службы руководствуются при выполнении рабочих обязанностей.

Не секрет, что по окончании судебного процесса проигравшая сторона оплачивает судебные издержки, государственную пошлину и сумму, требуемую истцом. Причем случаи, когда люди отказываются добровольно погашать такие задолженности – не редкость.

В подобной ситуации взыскатель обращается с заявлением в исполнительную службу, чтобы сотрудники ФССП вернули долг. Причем судебные приставы наделяются тут рядом функций и полномочий.

Работник исполнительной службы составляет опись собственности нерадивого заемщика и устанавливает контроль над финансовыми поступлениями должника. Затем пристав приступает к принудительному взысканию задолженности, руководствуясь нормами действующего законодательства.

Отметим, что в таких ситуациях инспекторы ФССП вправе ограничить свободу передвижений неплательщика, запретив тому выезд за границу.

Кроме того, популярными мерами здесь становится наложение запрета на реализацию имущества должника, уведомление работодателя неплательщика о проигранном судебном процессе, подача в розыск и даже административный арест. Однако на практике реализовать такие действия иногда невозможно.

Если возникла ситуация, когда судебный пристав не находит материальной базы, которая могла бы покрыть ущерб взыскателя, истцу отправляют уведомление о прекращении исполнительного производства.

Этот момент содержится в пункте 4 статьи 46. Однако встречаются и другие ситуации, которые описаны в ст. 46 ч. 1 п. 3. Что делать должнику, когда он увидел, что производство прекратили под этой формулировкой, разберемся ниже.

Анализ основания для возвращения исполнительного документа взыскателю

Возвращение исполнительного документа (в их число входит исполнительный лист, судебный приказ и еще два вида документов, которые меньше используются на практике) взыскателю – это одно из оснований окончания исполнительного производства, когда требование не может быть исполнено силами Службы судебных приставов. Причины для возвращения исполнительного документа перечислены в ст. 46 229-ФЗ.

Однако, если понять по формулировке ст. 46 ч. 1 п. 4, что означает для должника и взыскателя данная норма вполне реально без специальных юридических познаний (у должника отсутствует имущество, на которое можно обратить взыскание), то анализ обсуждаемой нормы (пункт 3) вызывает затруднения даже у профессионалов.

Фактически данный пункт состоит из трех оснований, каждую из которых можно проанализировать отдельно:

  • невозможно установить местонахождение должника; то есть, по месту регистрации он не проживает (либо нет информации о прописке), иных данных о месте его нахождения нет (или и по другим адресам его не удается обнаружить), то есть судебный пристав просто не может найти гражданина;
  • невозможно установить местонахождение имущества должника. Если при применении пункта 4 части 1 статьи 46 предполагается, что пристав в рамках исполнительного производства достоверно установил, что имущества у должника нет вообще, то в данном случае под невозможностью установления местонахождения понимается, что имущество не может быть найдено. Пример: автомобиль зарегистрирован на гражданина, но угнан или не обнаружен;
  • невозможно получить сведения о наличии денежных средств и иных ценностей у должника, хранящихся в кредитных организациях. После предъявления исполнительного документа судебный пристав направляет запрос и устанавливает данные о финансовом положении должника. В соответствии со ст. 14 118-ФЗ «О судебных приставах» организации всех форм собственности и государственные органы обязаны отвечать на запросы судебных приставов. Но хотя обязанность банков и кредитных организаций сообщать об открытых счетах в Налоговую инспекцию установлена ст. 86 Налогового кодекса РФ с 2014 года, на практике может сложиться ситуация, когда есть сведения о наличии денежных средств у должника, но информация о конкретном месте их нахождения не может быть получена вследствие, например, ее неисполнения.

Указанные основания могут быть применены как совместно, так и по отдельности, при этом в постановлении будет ссылка на п. 3 ч. 1 ст. 46.