Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Закон об авторских правах украина

Закон рф об авторском праве 2019

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 2 августа г. Изменения затрагивают отдельные положения закона, однако по ряду вопросов они носят концептуальный характер.

Сразу следует сказать о том, что система личных неимущественных прав, признаваемых за авторами произведений, осталась неизменной, за автором произведения по-прежнему признается право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения и право на его отзыв. В то же время уточняются нормы, определяющие порядок осуществления этих прав.

Дополнением, внесенным в ст. Суть проблемы, решаемой изменениями, вносимыми в Закон об авторском праве, состоит в том, что формат радиопрограммы, в отличие от телепрограммы, не всегда позволяет называть имена авторов произведений, звучащих в эфире. В связи с этим ст. В качестве такого иного способа может, в частности, выступать размещение информации об использованных произведениях и их авторах на Интернет-сайте радиовещательной организации; соответственно, право автора на имя будет соблюдаться при условии, что в самой радиопрограмме будет сказано о том, что информация о прозвучавших произведениях и их авторах размещена на сайте вещательной организации и назван адрес сайта в сети Интернет.

Для исключения конфликта исключительного права на аудиовизуальное произведение, возникающего у его производителя, и личных неимущественных прав на обнародование и отзыв произведений, признаваемых за авторами аудиовизуального произведения, ст.

Необходимость данной нормы обусловлена тем, что аудиовизуальное произведение наиболее наглядным примером аудиовизуального произведения является кинофильм создается трудом многих лиц.

В создание фильма вкладываются значительные средства, в связи с чем продюсер фильма по терминологии Закона об авторском праве — производитель аудиовизуального произведения безусловно заинтересован в его беспрепятственном коммерческом использовании. В этой ситуации признание за каждым из авторов фильма права на обнародование, а также права на последующий отзыв произведений ставит под угрозу коммерческие интересы продюсера. Данная норма распространяется на всех лиц, признаваемых авторами аудиовизуального произведения, согласно норме п.

Соответственно дополняется норма части второй п. Новая норма сформулирована как диспозитивная и будет применяться постольку, поскольку иное не будет определено договором, заключенным между соответствующим автором аудиовизуального произведения и его производителем.

Дополнением, внесенным в норму п. Однако при этом необходимо учитывать оставшуюся в Законе об авторском праве норму абз. При этом сразу же необходимо сделать оговорку о том, что в силу нормы п. Во-первых, речь идет о расширении возможностей использования произведений в образовательных целях. Действующая редакция ст. Однако допускаемое свободное использование в качестве иллюстраций не удовлетворяет всех потребностей учебного книгоиздания, которое заинтересовано в возможности свободного использования отрывков из произведений, а также отдельных малообъемных произведений в учебниках, практикумах, хрестоматиях и иных изданиях учебного характера.

Включение данной нормы в Закон об авторском праве обусловлено необходимостью облегчить процесс создания учебных пособий, сделать их более доступными, а также исключить случаи злоупотребления правами со стороны правообладателей. Оговорка о необходимости обязательного указания авторов используемых произведений и источников заимствования призвана обеспечить неимущественные интересы авторов.

Во-вторых, существенно расширены возможности для использования произведений в интересах незрячих и слабовидящих , в связи с чем ст.

Она ориентирована на положения Марракешского договора об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям, подписанного 27 июня года. Республика Беларусь намерена присоединиться к данному международному договору в ближайшее время. В этой связи следует несколько слов сказать о самом Марракешском договоре.

Ключевые положения Марракешского договора сводятся к следующему. Во-вторых, в Марракешском договоре четко определяется круг лиц, в отношении которых должны применяться его нормы — это лица, имеющие ряд нарушений зрения, которые не позволяют им легко читать печатные материалы; широкое определение включает слепых, лиц с нарушениями зрения или не способных читать или лиц, которые в силу какого-либо физического недостатка не могут держать книгу или обращаться с ней.

В-третьих, Договор требует, чтобы государства-участники предусмотрели стандартный набор ограничений и исключений в отношении авторских прав с тем, чтобы можно было воспроизводить, распространять и сделать общедоступными опубликованные произведения в форматах, доступных для лиц с нарушениями зрения, а также дать возможность осуществлять трансграничный обмен этими произведениями по линии организаций, которые обслуживают эту категорию.

Кроме того, Марракешский договор допускает установление в национальном законодательстве дополнительных, помимо названных в его тексте, ограничений авторского права, необходимых для применения данного Договора, при этом государства-участники должны руководствоваться трехступенчатым тестом , закрепленным в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений г.

Отличие новой редакции ст. Во-первых, расширяется круг лиц, в интересах которых действует данное ограничение, за счет распространения действия нормы о допускаемом свободном использовании помимо незрячих и слабовидящих лиц также на иных лиц с ограниченными способностями воспринимать визуальную информацию.

Во-вторых, помимо допускаемого воспроизведения то есть изготовления экземпляров рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами новая редакция ст. В-третьих, новая норма прямо предусматривает, что при преобразовании произведений в специальный формат, необходимый для свободного использования охраняемых произведений на основе нормы ст.

При этом следует отметить, что все предусмотренные новой редакцией ст. Перечень специальных форматов является открытым, к нему возможно относить и иные формы представления произведения, при условии, что они предназначены для обеспечения восприятия незрячими, слабовидящими и иными лицами с ограниченными способностями воспринимать визуальную информацию.

В новой редакции ст. Такое указание необходимо для идентификации правомерно изготовленных экземпляров и ограничения их оборота тем кругом лиц, для которых они предназначены. Действующая редакция п. Согласно новой редакции п. Тем самым принцип зависимости смежных прав не только подчеркнут, но при этом приобрел универсальный характер. Статья 41 Закона об авторском праве, предусматривающая право производителя фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнение которого записано на такой фонограмме, получать вознаграждение при публичном исполнении фонограммы, передаче ее в эфир или по кабелю, а также ином сообщении для всеобщего сведения, дополнена нормой, предусматривающей, что минимальный размер вознаграждения, а также порядок его сбора, пропорции распределения между категориями правообладателей и порядок выплаты устанавливаются Советом Министров; одновременно из нормы ст.

При этом принципиально важной новацией является именно упоминание возможности нормативного установления минимального размера вознаграждения, что позволяет надеяться на то, что механизм сбора данного вознаграждения начнет работать на практике.

Нормы Закона об авторском праве, регулирующие договорные отношения, связанные с созданием произведений и исполнений, а также распоряжением исключительными авторскими и смежными правами, подверглись системному пересмотру.

Первое, на что необходимо обратить внимание, это исключение из Закона об авторском праве норм, посвященных авторскому договору. Авторский договор традиционно рассматривался в качестве самостоятельной разновидности договоров лицензионного типа. В действующей редакции Закона об авторском праве говорится о том, что авторским договором является лицензионный договор, в котором в качестве лицензиара выступает автор произведения; при этом к авторскому договору правила о лицензионном договоре применяются с учетом особенностей, специально предусмотренных в отношении авторского договора.

Изменения, внесенные в ст. При этом в новой редакции ст. Говоря о лицензионном договоре, заключенном автором без указания срока его действия, следует обратить внимание на то, что в отличие от действующей нормы, предусматривающей для такого случая возможность одностороннего расторжения договора автором с письменным уведомлением лицензиата не менее чем за три месяца, новая норма предусматривает автоматическое прекращение такого договора по истечении 3 лет.

Пункт 7 ст. Отличие от норм действующей редакции Закона об авторском праве состоит в том, что заключаемый автором в устной форме договор об использовании его произведения в периодических печатных изданиях может также предусматривать право издателя на последующее использование такого произведения, в том числе путем предоставления такого права третьим лицам. Данная норма ориентирована на интересы издателей периодических печатных изданий, которые в последующем предоставляют право перепечатки своих материалов либо размещения их в электронных информационных ресурсах.

Изложенная в новой редакции ст. Использование механизма открытой лицензии обусловлено требованиями современного гражданского оборота, в том числе активным развитием информационных технологий, поскольку открытая лицензия представляет собой упрощенный порядок заключения лицензионного договора , ориентированный, в первую очередь, на применение к отношениям, связанным с использованием произведений и объектов смежных прав в сети Интернет. Открытая лицензия по своей природе является договором присоединения, позволяющим правообладателю, сделавшему публичную оферту, вступать в договорные отношения с неограниченным кругом лиц, своими действиями по использованию произведения выразившими согласие на принятие заявленных условий использования произведения или объекта смежных прав.

Лицензионные договоры, заключаемые в порядке открытой лицензии, предполагаются безвозмездными , что должно способствовать более широкому доступу представителей общества к произведениям литературы, искусства, компьютерным программам и иным объектам авторского права и смежных прав, распространяемым их правообладателями на некоммерческой основе. Предполагаемая безвозмездность открытой лицензии отменяется включением в условия лицензии положений о ее возмездности. Ключевыми аспектами открытой лицензии является следующее.

Во-первых, открытая лицензия предполагает публичную оферту. При этом законодатель требует, чтобы все условия предлагаемого правообладателем лицензионного договора были доступны неопределенному кругу лиц и размещены таким образом, чтобы лицензиат имел возможность ознакомиться с ними перед началом использования соответствующего объекта авторского права или смежных прав.

Примером такой публичной оферты может быть размещение условий лицензионного договора на Интернет-сайте, с которого предлагается скачать произведение исполнение, фонограмму. Акцептом применительно к открытой лицензии предполагается начало использования объекта авторского права или смежных прав, если в условиях лицензионного договора не будет определено иное действие , совершение которого потенциальным лицензиатом будет считаться акцептом. В отношении срока действия договора, заключенного в порядке открытой лицензии, установлено следующее правило: если срок действия открытой лицензии не определен, то лицензионный договор считается заключенным в отношении компьютерных программ и баз данных на весь срок действия исключительного права, а в отношении других видов произведений и объектов смежных прав — на 5 лет.

В отношении условия о территории использования установлено следующее правило: если в открытой лицензии не указана территория, на которой допускается использование объекта авторского права или смежных прав, такое использование допускается на территории всего мира.

Очевидным недостатком этой нормы является отсутствие механизма автоматического предоставления права использования созданного по заказу произведения исполнения заказчику, что в значительной мере снижает значимость данного договора для регулирования отношений между авторами исполнителями и лицами, желающими использовать их произведения исполнения.

Что изменилось в регулировании данного договора? Во-первых, дано новое определение данного договора, более точно определяющее его предмет, согласно новой редакции п. Отличие от действующей нормы состоит в том, что в определении предмета договора сторонам предлагается два возможных варианта распоряжения исключительным правом на созданное по заказу произведение : уступка заказчику исключительного права либо предоставление права использования произведения исполнения по лицензионному договору.

Во-вторых, ст. Действия заказчика, принявшего созданное для него произведение исполнение , определено как юридический факт, на основании которого вступают в силу условия договора, посвященные распоряжению исключительным правом на произведение исполнение. Тем самым законодатель обеспечил связь двух разных по своей природе обязательств подрядного характера, связанных с созданием произведения исполнения , и обязательств по распоряжению исключительным правом, в рамках одного договора, сделав этот договор применимым на практике.

Значительные изменения внесены в нормы, регулирующие деятельность организаций по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами. Основные из них связаны с необходимостью учета положений Соглашения о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе, подписанного в г.

Москве 11 декабря г. Основные положения Соглашения сводятся к следующему. Во-первых, Соглашение закрепляет основные принципы, которыми должны руководствоваться организации по коллективному управлению в своей деятельности.

Согласно ст. Отношения организации с пользователями должны строиться на основании заключаемых договоров неисключительной лицензии. Распределение собранного вознаграждения должно осуществляться не реже 1 раза в год пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов авторских и или смежных прав, определяемому на основе документов и сведений, получаемых организацией от пользователей, а также иных данных об использовании объектов авторских и или смежных прав.

Выплата вознаграждения правообладателям должна осуществляться регулярно, не реже 1 раза в год. В Соглашении содержится ряд норм, призванных обеспечить прозрачность деятельности организации по коллективному управлению. К их числу относится обязанность создать официальный сайт и обеспечить доступность официального сайта, на котором должны размещаться реестры, содержащие сведения о правообладателях, объектах авторских и или смежных прав, переданных организации в управление; обязанность проведения независимого аудита с периодичностью не реже раза в год, а также обязанность публикации аудиторского заключения вместе с соответствующей бухгалтерской финансовой отчетностью на официальном сайте организации.

Указанные материалы должны находится в открытом доступе в течение 5 лет. Изменения и дополнения, внесенные в нормы ст. Согласно норме п. В свою очередь организация по коллективному управлению имущественными правами в течение одного месяца со дня получения от автора или иного правообладателя такого уведомления обязана исключить указанные автором или иным правообладателем произведения и или объекты смежных прав из управления, уведомить об этом соответствующих пользователей и разместить информацию об этом на официальном сайте.

В то же время, практика свидетельствует о том, что месячного срока недостаточно для того, чтобы крупные пользователи, каковыми являются телерадиовещательные организации, организаторы концертов и т. Новые нормы усложняют выход отдельных авторов из системы коллективного управления их имущественными правами за счет увеличения до шести месяцев срока предварительного уведомления со стороны автора иного правообладателя об отказе от управления имущественными правами организацией по коллективному управлению.

В этом случае организация по коллективному управлению имущественными правами обязана незамедлительно разместить на своем официальном сайте информацию об исключении прав на эти произведения и или объекты смежных прав из управления, а также выплатить автору или иному правообладателю причитающееся вознаграждение, собранное ею до момента исключения прав на произведения и или объекты смежных прав из управления. Существенные изменения претерпели нормы Закона об авторском праве, посвященные сбору вознаграждения за частное копирование.

При этом, несмотря на то, что в нашей стране уже несколько лет существует организация, получившая государственную аккредитацию на сбор данного вознаграждения 1 , практическая деятельность в данной сфере не осуществляется.

Во многом причиной тому являются недостатки норм действующей редакции ст. Что меняется в данной сфере? Во-первых, уточняется круг лиц, в пользу которых осуществляется сбор вознаграждения. Круг объектов авторского права и смежных прав, за воспроизведение которых в личных целях выплачивается вознаграждение, остался неизменным: аудиовизуальные произведения, произведения и исполнения, воплощенные в фонограммах, а также сами фонограммы.

В качестве получателей вознаграждения названы лица, обладающие исключительными правами на такие произведения, исполнения и фонограммы. Тем самым исключается возможность двоякого толкования, что наиболее актуально в отношении аудиовизуальных произведений, где субъектом, в пользу которого должно выплачиваться вознаграждение, выступают не авторы фильма, а его продюсер киностудия.

Закон Украины об авторском праве

Определены правовые и организационные основы коллективного управления имущественными правами субъектов авторского права и смежных прав. Данный Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и применяется к правоотношениям, возникшим после вступления им в силу, а в части функционирования электронной системы регистрации и учета в сфере авторских и смежных прав с 1 июля года.

Установлено, что свидетельства об учете организаций коллективного управления, об определении организаций коллективного управления уполномоченными, об уполномачивании организаций коллективного управления, выданные до 22 июля года, утрачивают силу 22 апреля года, а в сферах, в отношении которых Закон предусматривает осуществление расширенного и обязательного коллективного управления, – с объявленной Госслужбой интеллектуальной собственности даты окончания приема заявлений на участие в конкурсе на аккредитацию в соответствующей сфере.

Госслужба интеллектуальной собственности 22 октября года начинает прием заявлений от заинтересованных юрлиц о регистрации организаций коллективного управления. Через пять или четырнадцать месяцев со дня вступления в силу данного Закона в зависимости от функционального предназначения указанных организаций Госслужба интеллектуальной собственности объявляет конкурсы на определение таких аккредитованных организаций коллективного управления в соответствующих сферах.

Прием соответствующих заявлений от организаций коллективного управления начинается в тот же срок, о чем размещается объявление на официальном веб-сайте. После аккредитации организаций коллективного управления Госслужба интеллектуальной собственности осуществляет ликвидацию ДО УААСП в установленном законодательством порядке.

Документом предоставлены соответствующие полномочия организациям коллективного управления и определен механизм предоставления услуг правообладателям по сбору роялти на договорных началах.

Также определена процедура аккредитации организаций коллективного управления. Аккредитованная организация коллективного управления будет определяться на открытом конкурсе. Срок аккредитации составит три года.

Кроме того, установлен государственный надзор за деятельностью организаций коллективного управления и посредничества в переговорах и при разрешении конфликтов. Бизнесу Юристу Бухгалтеру. Русский Украинский. Полный прайс Выбрать оптимальное решение. Добавление в Избранное. Отменить Добавить. Сферы практики. Бесплатный быстрый поиск. Воспользуйтесь быстрым и бесплатным поиском по 95 документам законодательства Украини. Меняется регулирование сферы авторского и смежных прав.

Хотите быть в курсе важнейших событий? Выбирайте, что вам удобнее – Телеграм t. Судебная практика. Войдите , чтобы оставить комментарий.

Рассылка новостей. Главные новости. Госбюджет принят Социальное пособие на детей-сирот будут выплачивать из Госбюджета Рада поддерживает отмену моратория на продажу земли с 1 октября года Рада поддержала решения, необходимые для анбандлинга. Депутаты планируют заменить обычные земельные торги электронными аукционами. ВША передавала данные адвокатов в Россию и Германию. Земли госсобственности за пределами населенных пунктов могут передать в коммунальную собственность сельсоветов.

Как еще будут использовать земли обороны: Закон принят. Премьер-министр раздал поручения, которые должны обеспечить доступ людей к информации обо всех землях и ресурсах. Госбюджет принят. Минюст и НАПК будут обмениваться информацией из реестров для проверки деклараций. Посмотреть все новости. Мнение эксперта. Система анализа судебных решений для быстрого формирования вашей правовой позиции.

ВОПРОС НА МИЛЛИАРД

Второй важнейший момент — реорганизация системы коллективного управления интеллектуальной собственностью. «Речь об отчислении владельцам авторского права: для упрощения его осуществляют государственные (УААСП) и частные организации, заключающие договора с исполнителями/авторами. Первые, например, «ведут» театры, концерты, представления, где используют аудиовизуальные, драматические произведения, — пояснил «Вестям» медиаюрист Клим Братковский. — Сфера весьма коррупционная, в ней много непрозрачных моментов, речь идет о сотнях миллионов, может, даже миллиарде гривен: все каналы, радиостанции, концертные агентства, театры должны составлять лицензионные договора на использование музыки, театральных произведений и т. п.».

ТРЦ заполнили подделки. Крупные бренды в Украине объявили войну фальсификату

По словам Кожевникова, вопросы тут есть как к государственному УААСП (эксперт оперирует данными об уголовном деле по выведению 18 млн грн за 2016 год), так и к частникам. «Деньгами исполнителей управляют непрозрачно, те просто не получают роялти. Есть случаи, когда действует, по сути, фейковая организация, собирая по 1 млн грн в месяц, не имея ни договоров от авторов, ни членов в организации, а таким платят кафе, рестораны», — уточнил Кожевников.

Пример одной из схем привел Клим Братковский: «Каждая из компаний будет рассказывать, как честно распределяются средства. Та же УААСП на сайте описывает, как собрала лицензионные средства и передала Стингу, но у таких компаний остаются нераспределенные деньги, которые они получают за каких-то авторов, но идентифицировать их не могут, — пояснил медиаюрист. — Эти деньги можно выводить «на обслуживание», и это явно злоупотребление».