Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Электронные кассы 54 фз

Кого касается, кого нет

Онлайн-кассы нужны почти всем бизнесменам, которые получают от людей деньги за товары, работы и услуги

Что такое онлайн-касса, согласно 54-ФЗ

Зачем нужен электронный чек онлайн-кассы обычному и интернет-магазину: закон 54-ФЗ

<!–

h2

1,0,0,0,0–>

В соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ (ССЫЛКА) продавец обязан по требованию покупателя отправить ему на предоставленные e-mail или телефон электронную копию кассового чека, подтверждающего оплату покупки. И это не считая безусловного обязательства по выдаче бумажного чека — который вручается, даже если покупатель не попросит его.

<!–

p, blockquote

3,0,0,0,0–>

Те же самые обязанности по выдаче электронного чека установлены законом в отношении платежных агентов — организаций, которым продавец делегирует полномочия по отпуску товаров покупателям (и приему оплаты за них). Пример платежного агента, вероятно, крупнейшего в стране — Почта России. На ней все обязанности по выдаче кассовых чеков, в том числе и электронных.

<!–

p, blockquote

4,0,0,0,0–>

<!–

p, blockquote

5,0,0,0,0–>

Технически отправку чека осуществляет Оператор фискальных данных — организация, с которой у пользователя онлайн-кассы в большинстве случаев должен быть обязательно заключен договор, поскольку этого требует Закон № 54-ФЗ. Есть, однако, и исключения из этого правила — мы рассмотрим их далее в статье. Кассовый компьютер и сама касса (либо только она — если используется автономная ККМ), так или иначе, должны быть корректно настроены на передачу данных через интернет в ОФД — иначе чеки отправлять не получится.

<!–

p, blockquote

6,0,0,0,0–>

В случае, если отправка чека осуществляется на телефон, то у продавца на аккаунте ОФД должно быть необходимое количество предоплаченных SMS-сообщений для отправки чека. На адреса e-mail, предоставляемые пользователями, чеки в соответствии с обычной тарификацией у современных ОФД, как правило, отправляются бесплатно.

<!–

p, blockquote

7,0,0,0,0–>

С юридической точки зрения электронный кассовый чек приравнивается к бумажному. По содержанию — в плане реквизитов, они также почти одинаковые. При этом, электронный чек имеет очевидные преимущества для покупателя:

<!–

p, blockquote

8,0,0,0,0–>

Если магазин не отправит электронный чек покупателю, который заранее, специально для этого дал контакты, то проверяющие органы могут на основании п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ (ССЫЛКА) предупредить или оштрафовать торговое предприятие:

<!–

p, blockquote

9,0,0,0,0–>

Отметим, что данные правила применения электронного чека установлены для обычных, офлайновых магазинов. В случае с интернет-магазинами ситуация принципиально иная.

<!–

p, blockquote

12,0,0,0,0–>

При продаже товаров через интернет-магазин задействуются каналы продаж, попадающие под критерий, прописанный в пункте 5 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ. А именно, эти каналы продаж «исключают возможность» личного взаимодействия продавца и покупателя.

<!–

p, blockquote

13,0,0,0,0–>

Закон предписывает интернет-магазинам отправлять электронные чеки покупателям обязательно (в то время как бумажный по понятным причинам не оформляется и не передается впоследствии). В этих целях предполагается уже обязательный запрос контактных данных. Покупатель, в свою очередь, не обязан об этом знать — но должен быть уведомлен о том, что соответствующие контактные данные предоставить необходимо, причем, до момента проведения расчетов с интернет-магазином.

<!–

p, blockquote

14,0,0,0,0–>

На практике необходимые контактные данные запрашиваются посредством формы для совершения заказа (либо на этапе регистрации аккаунта пользователя в интернет-магазине — если она требуется). Поэтому, проблем с их получением быть не должно. Контакты могут быть любыми — представленными e-mail, телефоном. И они необязательно должны быть правильными и реальными — интернет-магазин не обязан удостоверять их подлинность (правда, лучше все-таки иметь в распоряжении реальные контакты покупателя из соображений последующих коммуникаций с ним при обработке, сборке и доставке заказа).

<!–

p, blockquote

15,0,0,0,0–>

Интернет-магазин отправляет покупателю только электронный чек и в случае, если осуществляется возврат предварительной оплаты за товар (либо ее зачет в счет предстоящих покупок).

<!–

p, blockquote

16,0,0,0,0–>

Выше мы отметили, что офлайновые магазины могут делегировать свои полномочия по приему оплаты за товары и их выдаче своим платежным агентам — таким как Почта России. Аналогичные правоотношения по существу применимы и в онлайн-торговле. Конечным исполнителем при расчетах по товарам онлайн может быть платежный агент — как правило, это агрегатор платежных систем (например, сервис Робочеки от Робокассы — ПОДРОБНЕЕ), который обеспечивает техническую возможность их применения в качестве инструментов для оплаты заказов. И в этом случае именно за онлайновым платежным агентом будут обязательства по обеспечению покупателей чеками в электронном виде.

<!–

p, blockquote

17,0,0,0,0–>

В самом общем случае оплата товара в интернет-магазине осуществляется с применением банковской карты (или специализированной платежной системы) онлайн. Человек, введя данные с карты, предоплачивает товар, а затем получает его в точке выдачи. В данном сценарии совершенно очевиден момент совершения расчетов — они признаются осуществленными сразу после одобрения транзакции банком.

<!–

p, blockquote

18,0,0,0,0–>

После этого события осуществляется фискализация платежной операции на онлайн-кассе, а затем покупателю направляется электронный кассовый чек. Как правило, при этом задействуется автоматическая онлайн-касса, специально разработанная для интернет-магазина (все более популярным становится использование арендованных онлайн-касс в этих целях — например, при посредничестве таких сервисов как АТОЛ-Онлайн (ССЫЛКА).

<!–

p, blockquote

19,0,0,0,0–>

Но возможен сценарий, при котором оплата за товар, заказанный в интернет-магазине, осуществляется по другой схеме — с использованием банковской квитанции. Человек скачивает ее с сайта интернет-магазина, несет в банк, а затем платит по ней. Интернет-магазин, обнаружив приход денежных средств на расчетном счете, выполняет свои обязательства как продавец — отправляет товар или приглашает покупателя получить его на складе (пункте выдачи).

<!–

p, blockquote

20,0,0,0,0–>

Долгое время в российском законодательстве отсутствовали в достаточной мере детальные нормы, регламентирующие то, каким образом должна применяться онлайн-касса (и электронный чек в частности) в рассматриваемом сценарии «с квитанцией». Применение действовавших норм законодательства в подобных случаях было затруднено, поскольку процедура задействования онлайн-кассы в типовых ситуациях характеризуется довольно жесткой привязкой как раз к моменту совершения расчетов. Который, очевидно, в схеме «с квитанцией» определить было сложно.

<!–

p, blockquote

21,0,0,0,0–>

Регулирующие ведомства издавали довольно противоречивые разъяснения на этот счет. В них, в частности, давались рекомендации по заключению между продавцами и кредитно-финансовыми организациями, принимающими квитанции к оплате, отдельных договоров об информировании владельца расчетного счета о приходной операции, соответствующей оплате товара покупателем интернет-магазина. Понятно, что такие рекомендации было крайне сложно реализовать на практике.

<!–

p, blockquote

22,0,0,0,0–>

Но в современной редакции Закона № 54-ФЗ уже есть необходимые регулирующие положения по сценариям «с квитанцией». Они закреплены в отдельном пункте 5.3 статьи 1.2 закона (правда и по ним есть некоторые вопросы — чуть позже мы ознакомимся со все еще актуальными «белыми пятнами» в законодательстве по части рассматриваемых расчетов).

<!–

p, blockquote

23,0,0,0,0–>

В пункте 5.3 говорится о безналичных расчетах, которые, с одной стороны, характеризуются отсутствием непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, с другой — «не попадают под действие» пункта 5 — о котором шла речь выше (он регулирует порядок расчета при оплате товаров на сайте интернет-магазина). Конечно, в пункте 5.3 прямо не говорится о том, что речь идет именно о схеме «с квитанциями», но она, очевидно, подходит под обозначенный критерий — наряду с иными потенциально реализуемыми схемами, которые нельзя отнести к механизмам расчетов, которые типичны для интернет-магазинов, принимающих оплату по карте. Получается, что любой способ расчетов, при которых трудно определить момент совершения оплаты, подходит под этот критерий — и это хорошо с точки зрения правоприменительной практики.

<!–

p, blockquote

26,0,1,0,0–>

В пункте 5.3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ говорится о том, что продавец в расчетах «по квитанции» (или иным, что не попадают под действие пункта 5) обязан передать покупателю кассовый чек:

<!–

p, blockquote

27,0,0,0,0–>

  1. В электронном виде — с использованием e-mail или номера телефона, если они были предоставлены покупателем.

Чек необходимо передать в срок, не позднее следующего рабочего дня, идущего за днем совершения расчетов (но при этом и не позднее момента передачи товара — которые, таким образом, могут быть переданы и в день расчетов).

<!–

p, blockquote

28,0,0,0,0–>

Законодатель прямо не раскрывает, что понимать под днем совершения расчетов. Но правомерно говорить о том, что этот день зачисления денежных средств от покупателя, которые он переводит по квитанции, на расчетный счет продавца. Либо — день проведения оплаты, но в этом случае продавец должен как-то узнать, что оплата совершена. В принципе, о совершении оплаты продавца мог бы информировать покупатель — но это предполагает появление у него дополнительной обязанности, которую желательно прописывать в отдельном договоре с продавцом (оферте). Это усложняет процесс торговли и не лучшим образом сказывается на лояльности клиентов.

<!–

p, blockquote

29,0,0,0,0–>

Кроме того, в законе ничего не говорится о моменте предоставления покупателем контактов для получения электронного чека. В отличие от сценария с офлайновой оплатой (и оплатой на сайте по карте) — когда предоставление таких контактов обязательно до расчетов, в рассматриваемом сценарии телефон и e-mail для получения чека могут быть переданы покупателем магазину в любой момент. Получается, что магазин вправе запросить контакты покупателя для отправки электронного чека уже после проведения им оплаты (зачисления денежных средств на расчетный счет интернет-магазина).

<!–

p, blockquote

30,0,0,0,0–>

  1. В бумажном виде — при выдаче товара.

Данный вариант предписывается осуществить, если у продавца не получилось отправить электронный кассовый чек в рамках схемы по первому пункту. То есть — если покупатель не дал контактных данных ни до расчетов, ни после.

<!–

p, blockquote

31,0,0,0,0–>

  1. В бумажном виде — при любом другом поводе для взаимодействия покупателя и продавца.

Данный вариант по сути применяется как третий по приоритетности. Если не получилось отправить электронный чек, и клиент пришел не за товаром, а за чем-то другим — выдается бумажный чек.

<!–

p, blockquote

32,0,0,0,0–>

Следует иметь в виду, что в пункте 5.4 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ прописано правило, по которому кассовый чек должен быть обязательно сформирован не позднее рабочего дня, идущего за днем совершения расчета (и не позднее момента выдачи товара покупателю). Это означает, что даже если человеку не удалось отправить электронный чек, и он в указанные сроки не пришел за товаром (либо не обратился к продавцу по какому-либо иному вопросу), то продавцу чек нужно все равно в указанные сроки напечатать и держать у себя, пока покупатель не явится.

<!–

p, blockquote

33,0,0,0,0–>

Таким образом, бумажный чек вместо электронного при схеме «по квитанции» печатается:

<!–

p, blockquote

34,0,0,0,0–>

Отметим, что в случае, если отпуск товара интернет-магазином осуществляется при условии оплаты при получении — в пункте выдачи или при взаимодействии с курьером, то онлайн-касса применяется точно так, как если бы ее применял офлайновый магазин. То есть:

<!–

p, blockquote

35,0,0,0,0–>

В некоторых случаях законодатель предписывает хозяйствующему субъекту отправлять клиенту чек строго в электронном виде. Например, в соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона № 54-ФЗ страховая компания, заказавшая услуги у страхового агента, направляет электронный чек страхователю — физлицу, купившему полис у данного агента, при получении денежных средств от страхового агента. Бумажный чек в этом случае не выдается покупателю.

<!–

p, blockquote

36,0,0,0,0–>

Законодатель предусматривает сценарии, при которых продавец, использующий онлайн-кассу, электронные чеки не выдает в принципе (или вправе их не выдавать) — ознакомимся с ними подробнее.

<!–

p, blockquote

37,0,0,0,0–>