Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Права матери на ребенка инвалида

Правовые аспекты

Перечень льгот, предоставляемых гражданам с проблемами со здоровьем и их семье, представлен в ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ». При этом права работников отражены в Трудовом кодексе РФ.

Инвалидность устанавливается экспертной комиссией (МСЭ) и подтверждается медицинским заключением. Образец представлен на фото.

Пенсии для родителей инвалидов ФЗ от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях»
Право на неполный график труда (сокращенный день или неделя) КЗоТ РФ, ст. 49
Недопустимость сверхурочных работ и увольнения КЗоТ РФ, ст. 54, 170
Дополнительные выходные дни КЗоТ РФ, ст. 1631, ТК ст. 262
Дополнительный отпуск (без оплаты) ТК, ст. 263
Компенсация по уходу за инвалидом Указ Президента РФ № 551, 774, 175
Уменьшение базы налогообложения Налоговый кодекс, статья 218
О льготной пенсии ФЗ № 173 от 17.12.2001, часть 2
Бесплатная путевка для сопровождающего (санаторно-курортное лечение) ФЗ №178 от 17.07.1999
Льготы по проживанию ФЗ № 181, ст.17

Какие права имеет ребенок-инвалид?

На образование

Статьей 19 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ государство обеспечивает необходимые права инвалидов детей для получения образования, которое является общедоступным. Бесплатно предоставляется в государственных и муниципальных учреждениях следующие виды образования:

  • дошкольное образование (детский сад);
  • общее образование: начальное, основное, среднее (школа: 1-4, 5-9, 10-11 классы);
  • среднее профессиональное образование(техникум, колледж);
  • высшее (институты, университеты, академии).

Общее и средне-профессиональное образование осуществляются по адаптированной и/ или индивидуальной образовательной программам реабилитации инвалидов.

Отдельно нужно сказать об обучении детей-инвалидов в школах. В зависимости от характера инвалидности дети могут учиться как в обычных школах, где им должна быть предоставлена психолого-педагогическая поддержка, так и в специальных коррекционных школах. Если в Вашем регионе нет коррекционной школы или ребенок не может по состоянию здоровья посещать школу, родители выбирают один из трех вариантов:

  • Обучение в Центре дистанционного обучения (ЦДО), куда учащиеся зачисляются; обучение осуществляется учителями ЦДО (Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»).
  • на дому: сотрудники образовательной организации приходят к ребенку домой или в медицинское учреждение, где ребенок находится на реабилитации. Для этого необходимо письменное обращение родителей/ представителей ребенка и заключение медицинской организации.
  • дома в форме семейного образования (Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»). В этом случае родители принимают на себя обязанность по обеспечению целенаправленной организации обучения и знаний, необходимых в повседневной жизни. При этом школа не несет ответственности за качество образования. Обучение происходит с одновременной обязанностью учащегося пройти в школе аттестацию промежуточную и государственную. Данная форма обучения может быть изменена с согласия родителей и мнения ребенка.

Дети-инвалиды могут поступить в рамках установленных квот на бюджетные места в высшее / средне профессиональное учебные заведения при условии если будут сданы вступительные экзамены.

На жилье

Ст. ст. 17 и 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ предусмотрено, что за счет бюджетных средств федерального значения семьи с детьми-инвалидами обеспечиваются жилыми помещениями, если нуждаются в улучшении квартирного вопроса. Дети инвалиды имеют право на жилье! Порядок предоставления более детально регулируется каждым субъектом России в отдельности.

Порядок предоставления квартир для лиц поставленных на учет после 01.01.2005г. имеет два варианта:

  1. Получение квартиры по договору социального найма. Необходимо обратиться по месту жительства в уполномоченный орган для постановки на улучшение жилищных условий. Если инвалидность ребенка связана с хроническим заболеванием в тяжелой форме, по Перечню утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, то квартира будет предоставлена вне очереди.
  2. Получение квартиры по договору безвозмездного пользования. В Москве размер предоставляемого помещения должен быть не менее 18 кв.м. площади жилого помещения на одного человека по средней рыночной стоимости, которая определяется в каждом субъекте РФ отдельно. Заявление подается в Департамент Жилищной политики и Жилищного Фонда г. Москвы.

Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей — инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» семьям с детьми инвалидами предоставляются следующие льготы:

  • скидка 50% и более на оплату государственной или муниципальной квартиры, оплату коммунальных услуг и абонентской платы за телефон;
  • скидка 50% и более на оплату топлива в домах, где отсутствует центральное отопление;
  • предоставляется первоочередное право на получение земельного участка под частную застройку, ведения дачного хозяйства/ садоводства.

Право детей инвалидов и членов их семьи на получение денежных выплат

  • дети-инвалиды получают ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), которая индексируется раз в год. В 2015 году составляет 2 123,92 руб. Если ребенок одновременно имеет право на ЕДВ по разным основаниям, то родителю/ представителю дается право выбора получения ЕДВ по какому-то одному основанию (ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
  • дети-инвалиды получают ежемесячную социальную пенсию по инвалидности и надбавки к ней. В 2015 году сумма составляет 10 376,86 руб. (ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ”).
  • трудоспособные лица, которые осуществляют уход за ребенком-инвалидом, получают ежемесячную денежную выплату (Указ Президента РФ от 26.02.2013 N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы»).: -родители/ усыновители/ опекуны/ попечители ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида детства I группы в размере 5 500 рублей; -другим лицам в размере 1 200 рублей.

Данная выплата суммируется с установленной ребенку-инвалиду пенсией за период, когда осуществляется ухода за ним. ЕДВ может получить один из неработающих родителей на период такого ухода за ребенком.

Общие положения и принципы обеспечения прав детей-инвалидов

Основополагающим документом, определяющим основы прав детей-инвалидов на международном уровне, является принятая Ассамблеей ООН в 2006 году Конвенция о правах инвалидов. На ее основе создаются соответствующие законодательные акты и законопроекты в тех государствах, которые ратифицировали Конвенцию. Общие принципы, заложенные в Конвенции, заключаются в защите и обеспечении равного и полного осуществления детьми-инвалидами всех основных прав и свобод человека и гражданина. Вопросы прав и свобод детей инвалидов освещает статья 7 Конвенции.

Вопрос о предоставлении льгот родителям детей — инвалидов в 2020 году в России встал особенно остро, что связано с реформированием социальной сферы. Сегодня государство ставит перед собой задачи исполнения всех социальных обязательств перед данной категорией граждан, связанные не только с материальным обеспечением, но и другими направлениями создания условий для полноценной жизни детей-инвалидов. На первый план, конечно, выходят выплаты родителям воспитывающих детей инвалидов.

Кроме того, на контроле у государственных органов находятся такие направления работы, как:

  • Обеспечение прав детей с ограниченными возможностями на достойное общее и профессиональное образование;
  • Улучшение жилищных условий;
  • Получение медицинских услуг.

Также, контролируются вопросы предоставления льгот, семьям воспитывающих детей-инвалидов. Вопрос о том, какие льготы предоставляются семьям, имеющим детей — инвалидов, задаются достаточно часто.

Ребенок-инвалид, кто это?

Сам термин инвалид означает человека, который имеет ограниченные возможности здоровья. Не обязательно это ограничение может быть физическое, оно может быть и умственное, а также психическое.

На данный момент инвалидность делиться на три группы и дополнительно на ребенка-инвалида и инвалида-детства.

Характеристика групп инвалидности

№ группы Отличительная особенность
I Способность самостоятельно обслуживать себя полностью отсутствует. Человек требует помощи даже в банальных вещах в том числе и передвижению. В некоторых случаях можно наблюдать потерю памяти и контроля над действиями.
II Способность самостоятельно себя обслуживать утрачена частично. Инвалиды второй группы мог передвигаться с помощью специализированных средств, которыми могут считаться костыли, коляски. Для трудоустройства на работу требуются дополнительные условия (например, ярче свет, для тех, кто частично потерял зрение). Для общения и взаимодействия с другими людьми нужно так же привлекать посторонние предметы очки или же аппарат для усиления громкости.
III Человек самостоятельно обслуживает себя в приготовлении пищи, личной гигиене и так далее. Трудовая деятельность происходит не как раньше, а требуется облегченного вида. Трудоспособность снижается и ему сложнее воспринимать информацию, кроме этого снижена реакция.
Ребенок -инвалид Ребенок, который не достиг восемнадцатилетнего возраста, но имеет ограничения в здоровье. Ввиду ограничения не может осуществлять обычную жизнедеятельность. На данный момент вводиться понятие «инклюзивное образование», которое помогает адаптироваться ребенку с ограничением в коллективе со сверстниками. Коллектив может быть как в детском саду, так и в ВУЗе.
Инвалид с детства В отличии от предыдущей категории инвалид с детства может быть любого возраста, но именно которому присвоена инвалидность по достижению 18 лет.

Последние два термина очень похожи друг с другом, но объединять их нельзя, так как у них имеется кардинальная разница.

Ребенок–инвалид – человек который не достиг восемнадцатилетнего возраста, но имеет ограничения в здоровье.

Инвалид-детства – человек, котором инвалидность присвоена до достижения им восемнадцатилетнего возраста. Соответственно если ребенку до восемнадцати лет была присвоена инвалидность он будет считаться ребенком-инвалидом. После достижения им восемнадцатилетнего возраста ему необходимо пройти переосвидетельствование и если группа будет подтверждена, то он уже будет относиться к категории инвалид-детства.

Важно! Ребенку-инвалиду по прохождению освидетельствования не устанавливается группа, а вот инвалид-детства в зависимости от заболевания получает одну из трех групп инвалидности.